«Лучшая инклюзивная школа России – 2025»

в номинации «Лучший инклюзивный детский сад»

Описание инклюзивной образовательной практики/педагогической технологии

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №36»

Инклюзивная образовательная практика

«Создание толерантной среды в ДОО посредством нетрадиционной музыкотерапии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра»

Название практики. Приведите краткое и полное название вашей практики/технологии

ДОП «Создание толерантной среды в ДОО посредством нетрадиционной музыкотерапии в работе с детьми с РАС»

Дополнительная образовательная программа «Создание толерантной среды в ДОО посредством нетрадиционной музыкотерапии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра»

Описание практики/технологии

Инклюзивная практика представлена дополнительной образовательной программой, которая является основой для создания оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и социализации детей с расстройством аутистического спектра (далее РАС).  Это возможно за счет создания комплекса коррекционно-развивающей деятельности по музыкотерапии с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента. Задачи программы достигаются посредством музыкальных занятий (мероприятий) со всеми участниками образовательных отношений с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов. Музыка является проводником в мир социализации для детей с РАС, а также способствует созданию толерантной среды в ДОО.

Кем, где и когда была первоначально разработана данная практика/технология (в случае, если практика заимствована)?

Данная практика является адаптацией элементов существующих программ по музыкальной терапии и программ по формированию толерантной среды в образовательных организациях. Уникальность программы заключается в использовании нетрадиционных музыкальных инструментов (глюкофон, колимба, чаймс, диатонические колокольчики, ветряные

Сфера применения практики/технологии: программы отдыха и оздоровления, дошкольное обучение и воспитание, практики психологопедагогического сопровождения обучающихся на разных уровнях образования, программы среднего профессионального образования. В рамках какого возраста обучающихся/уровня образования применяется данная практика/технология.

Представляемая практика работы по программе реализуется в дошкольном образовательном учреждении с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с ОВЗ и нормотипичными детьми в возрасте от 5 до 7 лет, семьями детей с ОВЗ и с иными участники образовательного процесса (администрацией учреждения, воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, ассистентом, музыкальным руководителем)

Напишите, когда вы начали применять данную практику/технологию в своей организации.

В 2022 году в МБДОУ №36 была открыта группа для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее ТМНР), основная часть детей, зачисленных в данную группу, были дети с РАС. Детям на момент поступления было 5 лет и ранее образовательные организации они не посещали. Музыкотерапия стала средством в установлении контактов с детьми, а в дальнейшем - средством для инклюзии.

Готова ли ваша практика/технология (оформлена соответствующим образом) для использования другими образовательными организациями: описана и опубликована; есть конкретные примеры использования

Инклюзивная практика представлена согласно требованиям к оформлению образовательных программ. Содержание программы достаточно подробно расписано, что позволяет специалистам из других образовательных организаций применять ее или включать элементы программы в свою практику. Примеры использования были представлены на районных методических объединениях, в социальном паблике ДОО, во время выступления на открытой научно-практической конференции «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание в образовательных организациях Кировского муниципального района».

Опишите проблему, на решение которой направлена данная практика/технология. Представьте ее актуальность и научно-теоретическое обоснование, опирающееся на анализ подходов, лежащих в основе осуществляемой деятельности.

Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году и почти одновременно Г. Аспергером ( в1944 году) и С.С. Мнухиным (в 1947 году).  В настоящее время не существует медицинского диагностического теста, который мог бы объективно подтвердить наличие синдрома. Диагноз аутизм ставится только на основании тщательного изучения истории ребёнка и наблюдения за его поведением квалифицированными специалистами.

Дети с РАС, как упомянуто ранее, являются для нашего общества загадочными, со «странным» поведением. Многие люди сторонятся этих детей. Одна из причин такого отношения — малоинформированность общества о детях с РАС и особенностях их взаимодействия с окружающим миром. Родителям бывает сложно объяснить причины нестабильного поведения ребёнка или его капризов, а также избежать обвинений в избалованности. 

Общественное осуждение и травля пугают малыша, приводят к росту тревожности и нарушают процесс социализации ребёнка. Такое отношение социума формирует чувство неполноценности и у родителя, и у самого ребёнка. Чтобы изменить отношение окружающих к детям с РАС, необходимо повышать осведомлённость о проблемах, связанных с детским аутизмом, и распространять информацию о том, как можно помочь таким детям. Решение данных задач включено в планирование по созданию толерантной среды в ДОО.

         Также обязательным условием развития детей с РАС является взаимодействие с другими детьми в микрогруппах, что способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах через организацию игр на нетрадиционных музыкальных инструментах, а также в проектной и исследовательской деятельности. Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, контактировать друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Опишите целевую группу, для которой применяется данная практика/технология.

Целевой группой являются дети с ОВЗ (РАС/Интеллектуальные нарушения), получившие статус в порядке, установленном законодательством РФ, нормотипичные дети, педагоги, родители.

 Опишите и обоснуйте, какие педагогические ценности инклюзии лежат в основе данной практики/технологии (принятие, вовлеченность, субъектность, индивидуализация, адаптивность, доступность среды, поддержка и индивидуальный подход, вариативность).

 Организация инклюзивной практики строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода. Специалисты ДОО всестороннее изучают воспитанников и разрабатывают соответствующие меры педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка), что находит отражение в индивидуальном образовательном маршруте ребёнка.
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Постепенно    педагоги в режимных и образовательных моментах создают ситуации для самостоятельной активности ребёнка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг.
  • Принцип социального взаимодействия.  Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. В нашем учреждении это достигается посредством проводимых открытых музыкальных мероприятий в малых смешанных группах (дети-дети, дети-педагоги, дети-родители), в процессе мероприятий по толерантному просвещению, в процессе социального взаимодействия с социальными партнерами (РЦДО, детская библиотека).
  • Принцип междисциплинарного подхода. Специалисты МБДОУ №36 (логопед, психолог, дефектолог, музыкальный руководитель), работающие c ребенком с РАС, регулярно проводят круглые столы, совещания и семинары, в процессе которых делятся опытом, знаниями и личными открытиями в профессиональной сфере. По результатам вводной и промежуточной диагностики специалистов составляется и корректируется образовательный план действий, направленный на конкретного ребенка.
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Развитие и обучение детей с РАС предполагает наличие вариативной развивающей среды. Педагоги создают своими руками необходимые развивающих и дидактических пособия; администрацией ДОО закупаются альтернативные, коммуникативные средства обучения для создания безбарьерной среды; в детском саду насыщенная, вариативная методической база обучения и воспитания. Курсы повышения квалификации создают возможность для педагогов использовать разнообразные методы и средства работы, как по общей, так и по специальной педагогике.
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов становятся эффективными благодаря поддержке и включенности родителей. В ДОО установлены доверительные партнерские отношения с родителями, педагоги внимательно относятся к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку.

Какими документами регламентируются инклюзивная практика/технология (документ, закрепляющий процедуры инклюзивной практики/технологии; разработанный алгоритм профессиональных действий, программа). Представьте программу реализации практики/технологии, если она разработана и методически обоснована.

Данная инклюзивная практика регламентируется Дополнительной образовательной программой «Создание толерантной среды в ДОО посредством нетрадиционной музыкотерапии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра», принятой на заседании Педагогического совета МБДОУ №36 и утвержденной заведующей МБДОУ №36 Ионовой М.В.

Кто реализует данную практику/технологию (педагог, педагог и специалист психолого-педагогического сопровождения, команда педагогов и специалистов, волонтеры, тьютор, педагог-психолог, родители и др.).

Практика дополнительной образовательной программы составлена и реализуется благодаря команде педагогов и специалистов: воспитателям, имеющим образование в сфере коррекционной педагогики, педагогу-психологу, имеющему высшее образование в сфере специальной и клинической психологии, учителю-дефектологу,музыкальному руководителю и ассистенту.

 Опишите этапы, алгоритмы и содержание профессиональных действий по реализации данной практики/технологии. Вовлеченность и содержание действий детей, участвующих в реализации практики, на каждом этапе. Степень вовлечения родителей. Какое время необходимо на реализацию всей практики/технологии и каждого ее этапа.

  • Анализ сложившейся проблемной ситуации: поступление детей с РАС в МБДОУ №36. Вводная психолого-педагогическая оценка развития детей с РАС, установление первичного контакта с родителями и детьми, анкетирование родителей по сбору анамнестических данных.  Срок реализации 1 месяц.
  • Определение проблематики и актуальности для составления дополнительной образовательной программы.

 Актуальность ДОП «Создание толерантной среды в ДОО посредством нетрадиционной музыкотерапии в работе с детьми с расстройством аутистического спектра» была определена психологической неготовностью участников образовательного процесса к экологичному взаимодействию с детьми с РАС, неосведомленностью участников о психологических особенностях этих детей. Способ установления успешного первичного контакта был определен самими детьми с РАС ‒ проявление интереса к звучанию музыкальных инструментов, что послужило в дальнейшем средством в достижении основной цели программы и мотивацией для подбора и приобретения нетрадиционных музыкальных инструментов. Срок реализации 1 месяц.

  • Формулирование цели программы. Цель программы сформирована из актуальности,  из потребностей и проблематики развития детей с РАС.
  • Определение компетенций. Компетенции педагогов, работающих с детьми с РАС соответствуют требованиям ФГОС высшего профессионального образования и профессиональными стандартами по соответствующим видам профессиональной деятельности.  Педагоги находятся в непрерывном процессе самообразования.
  • Разработка процедур и средств оценки результатов обучения. 

Для дифференцированной оценки степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС специалистами используется карта наблюдения «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка» по И.И. Мамайчук. Карта включает в себя возможность отследить все проявления психических процессов и состояний с количественным и преимущественно качественным получением результатов и прослеживания динамики. Срок реализации 2 недели.

  • Разработка содержания программы и реализация.

Содержание программы было разработано командой специалистов и состоит из двух блоков: первый блок ‒ музыкотерапия. Разработкой и реализацией данного блока занимаются воспитатели, музыкальный руководитель. Второй блок – создание толерантной среды в ДОО. Ответственные за данный блок психолог и дефектолог. Срок реализации 1 месяц.

  • Практическое применение.

При реализации практики абсолютно все участники образовательных отношений вовлечены в нее. Курируют практику специалисты, но задают вектор работы главным образом дети, родители и педагоги. Мы в первую очередь ориентируемся на запросы детей и родителей в рамках данной программы. Срок реализации 3 года.

Опишите, какие условия необходимы для реализации данной практики/технологии? (организационно-управленческие, пространственные, информационные, предметно программно-методические, социальные).

Для того чтобы создать условия, необходимые для детей той или иной категории ОВЗ, необходимо знать и понимать специфику их особенностей. Ребенку с аутизмом в детском саду в основном требуется все то же, что и нормотипичным детям. Но все же некоторые аспекты играют большую роль в выстраивании работы с аутичными детьми:

  • Кадровые условия. В ДОО укомплектован штат сотрудников, имеющих специальную подготовку в области воспитания и обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
  • Материально-техническая база.

Светлая сенсорная комната, оборудование «Алма» для детей с РАС, интерактивная песочница, умное зеркало, физкультурный комплекс, тактильные панели, альтернативная коммуникация PECS, нетрадиционные музыкальные инструменты.

  • Для создания обстановки сенсорного и эмоционального комфорта для детей с РАС нами разработана картотека модифицированных игр и упражнений для совместной деятельности педагогов и детей («Месим тесто», «Мороженое», «Лимон», «У нас новоселье!» и т.д.).

Также педагоги стараются создать чётко структурированное пространство, выделяя отдельные зоны для игр, отдыха, уединения, приёма пищи. Каждый предмет должен иметь своё место. 

Психолог часто использует занятия в сенсорной комнате. В процессе занятий с использованием различных световых и шумовых эффектов ребёнок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение

  • Индивидуальный образовательный маршрут или специальная индивидуальная программа развития. Эти документы разрабатываются коллегиально, важен междисциплинарный командный подход. 
  • Межведомственное и социальное взаимодействие.

ТПМПК, Детская поликлиника (врач психиатр, невролог, клинический психолог), РЦДО, Детская библиотека.

 Опишите, какие средства используются при осуществлении данной практики/технологии (ассистивные, дидактические, методические, информационные и т.п.).

Используемые средства при работе с детьми с РАС:

- карточки PECS;

- визуальное расписание;

- наглядные электронные и бумажные схемы и инструкции;

- дидактические игры и упражнения;

- нейротренажеры;

- нетрадиционные музыкальные инструменты.

Взаимодействие с родителями проходит посредством таких информационных каналов как сообщество в Сферум, паблик в ВК, анкетирование и опросы с Яндекс формами, рекомендации на выходные транслируются на онлайн-доске. Если ребенок долго болеет или находится на реабилитации, педагоги ДОО выходят с ним на связь с помощью Яндекс телемоста.

 Опишите, на какие качественные и количественные результаты направлена данная практика/технология.

Ожидаемые результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

  • преодоление негативного отношения при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
  • смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
  • просвещение всех участников образовательных отношений о особенностях детей с РАС;
  • сформированность простейших навыков контакта;
  • усвоение ребенком более сложных форм моторных действий.

 Какими исследовательскими инструментами, методами оценивается практика/технология (профессиональная оценка практики специалистами; обратная связь от участников образовательного процесса; система развития и мониторинга практики).

Для оценки эффективности программы проводится ежегодные вводная, промежуточная и итоговая диагностика с использованием метода наблюдения и фиксацией в протоколе ‒ Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка» по И. И. Мамайчук.

Педагоги систематически проводят самоанализ проведенной работы и организуют дискуссионный круглый стол. Родители выполняют анкетирование в конце учебного года.

Представьте эмпирические данные, которые могут подтвердить достижение результатов и социальный эффект практики у целевых групп (обучающихся, родителей, педагогов, специалистов сопровождения), а также эмпирические данные, подтверждающие отсутствие негативного эффекта практики/технологии, вреда для целевых групп или сообщества в целом (методически описанное и систематически собранное мнение всех специалистов, реализующих практику; регулярный сбор мнений всех категорий участников образовательного процесса, на основе обоснованных и апробированных методов, описанного и обоснованного дизайна исследований; регулярные срезовые эмпирические исследования на основе различных научно обоснованных методов на репрезентативной выборке участников; данные мониторингов).

Результаты измерения образовательной практики:

‒ Комплексная диагностика развития воспитанников общеобразовательных групп.

‒ Педагогические наблюдения и анализ детей с РАС.

В 2022-2023 учебном году из 8 воспитанников группы для детей ТМНР (РАС/интеллектуальные нарушения) по завершению диагностического периода и проведения комплексной диагностики 5 воспитанников продемонстрировали устойчивую положительную динамику.

В 2023-2024 учебном году количественные результаты остались неизменными по отношению к предыдущему учебному году, но качественный анализ развития каждого ребенка продемонстрировал устойчивое закрепление сформированных навыков.

В 2024-2025 учебном году зафиксирован и качественный , и количественный положительный рост проведенного мониторинга.

- Экспресс-опросник «Индекс толерантности» для педагогов.

Экспресс-опросник «Индекс толерантности» для педагогов проводился в начале реализации программы и по окончанию 3-х лет. На начало были получены следующие результаты:

Низкий уровень толерантности ‒ у 40% (начало программы), и у 10% (завершение программы). Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности педагогов и наличии у них  выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям или малоинформированность.

Средний уровень ‒ у 50% (начало программы), 30% (завершение программы). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Высокий уровень толерантности – у 10%(начало программы), 60%( завершение программы). Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности

- Анкетирование родителей на выявление уровня удовлетворенности образовательными услугами.

По итогам анкетирования родителей можно сделать следующие выводы:

1. Дошкольники в детский сад ходят с удовольствием, это подтверждают 90% опрошенных респондентов.

2. Организацией воспитательно-образовательного процесса удовлетворены 95%. Это является показателем того, что организация воспитательно-образовательного процесса в ДОО находится навысоком уровне и отвечает всем запросам родителей.

3. Качеством образования, которое получает ребенок в ДОО, удовлетворены 93%. Следовательно, родители считают, что их дети получают в ДОО необходимые знания, умения и навыки.

4. Спокойствие на рабочем месте за ребенка, который находится в детском саду, отмечают 89% опрошенных.

5. Степенью информированности о деятельности образовательного учреждения посредством информационных технологий (сайт образовательного учреждения) удовлетворены 85,5%, 9% затрудняются с ответом, не заходят на сайт ДОО.

6. Взаимоотношением педагогов с детьми удовлетворены 95% родителей. Это вызвано тем, что в группе работают коммуникабельные, инициативные, трудолюбивые, эмоционально-уравновешенные воспитатели, которые имеют активную жизненную позицию, придерживаются в общении с детьми демократического стиля.

7. Взаимоотношениями педагогов с родителями удовлетворены 90%, такие результаты говорят о своевременном предупреждении и конструктивном решении проблемных ситуаций в процессе диалога.

Данные результаты неизменны на протяжении всего периода реализации инклюзивной практики.

Негативные эффекты не выявлены.

*Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации